Стадо толпы. И личность, лидер - быть собой. Выбор.
С чего всё началось.
Натолкнулся в Интернете, обсуждение вопроса - стадного инстинкта (или инстинкта стаи) и феномена толпы. Заинтересовало.
Возник внутри вопрос - всегда ли мы самодостаточны, целостны и остаёмся - самим собой, имеем свои - взгляд, точку зрения, свою позицию, своё мнение, самостоятельность?
Вспоминая, вдруг отметил, что, например, когда толпа не дожидаясь прекращения движения на автостраде, начинает, ломится по пешеходному переходу, под колёса движущегося автотранспорта, как "28 панфиловцев", что бросались с связками гранат под гусеницы танков (но там как раз понятно, и всё с точностью наоборот, толпа - залегала на дно окопа).
И, вот, что вспомнил (отметил про себя), как бессознательно - увлечённый общим намерением, делал шаг-два, но вовремя останавливался, дожидаясь зелёного для пешеходов...
Так, каждый ли, из нас, всегда ли, сохраняет самостоятельность, и остаётся самим собой, не следуя за увлекаемой общим стадным инстинктом - толпы, или общим мнением?
Что ж рассмотрим этот - феномен толпы и с чем его едят.
Феномен толпы
***
Если не имеешь личного суждения -
Это нормально, ты попал в большинство!
Суждение твоё лежит в масс-медиа,
Погружайся, и получишь его.
Восторг вокруг ртов, движение рук,
Увидев - аплодируй, скрыв, что ты глух.
Расслабь извилины и просто верь
В то, во что верят миллионы людей.
Держись заодно с миллионами людей,
Держись заодно с миллионами людей...
(группа "Джан Ку", из текста песни)
Почему человек идёт за толпой?
Мы от ядра своего - социальные существа. Человек не может в одиночку долго жить полноценно, без надежды, что вновь ни сопересечётся или ни вернётся в социум – хотя бы в круг себе подобных, без терзания.
Из этого глубинного страха остаться в одиночестве в толпе даже (страх быть изгоем - выгнанным из племени) растут многие наши лже-мотивации и мотвированность следования.
Если есть желание - избавиться от одиночества социальной зависимости, то лучший способ для этого - создать своё собственное сообщество.
Малый пусть круг, но дружественный. Главное качество, которого - способность давать душевную (эмоциональную) и любую другую поддержку и уверенность в ней, каждому кто в него входит.
Стадность зарождается именно в школе, у людей, которые не верят в себя? Да. Смотря на лидеров, они видят в лидере, прежде всего человека вожака, с 2-мя руками и ногами, забывая, что сами имеют то же самое.
Прежде всего, Что б убить у себя чувство стадный инстинкт - надо читать много книг и повышать свой интеллектуальный уровень? Абсурд. Мало, кто из читавших стал самодостаточной и самостоятельной, состоявшейся целостной зрелой личностью. Но, книги могут быть – способствующим материалом в саморазвитии.
А отстаивание своей позиции - бой. При повышении интеллектуального уровня может зародиться любознательность, и начнем чем-то интересоваться и изучать? А от любознательности вы станете личностью? Необязательно. Останется укротить лень? Интересно, что это за личность, которая так и осталась, порабощена своей ленью, самоублажением, самоупиванием, самолюбивым себялюбием, самолюбованием и т.д.?
На 1-е место поставить - генетическую предрасположенность к стадности (стайности)? Резонно. Большинство из особи по имени человек - это не "одинокий хищник", а многие миллионы лет существовавший (именно так) - в социуме табу и архетипов, морали и нравственности ради личной безопасности своей жизни - субъект. Значит ли, что тогда нужно - "быть как все"? Хотя бы в плену – рефлексий, и это может быть вполне безусловный позыв? Нет.
"ЗАПОВЕДЬ"
Р. Киплинг
***
Владей собой среди толпы смятенной,
Тебя клянущей за смятенье всех.
Верь, сам в себя, наперекор вселенной,
И маловерам отпусти их грех.
Пусть час не пробил, жди не уставая,
Пусть лгут лжецы, не снисходи до них.
Умей прощать и не кажись, прощая,
Великодушней и мудрей других.
Умей мечтать, не став рабом мечтанья,
И мыслить, мысли не обожествив,
Равно сноси хвалу и поруганье,
Да, помни! Их голос - лжив.
Останься тих, когда твое же слово
Калечит плут, чтоб уловлять глупцов,
Когда вся жизнь разрушится и снова
Ты должен все воссоздавать с основ.
Умей поставить в радостной надежде
На карту все, что накопил с трудом,
Все проиграть и нищим стать, как прежде,
И никогда не пожалеть о том.
Умей принудить сердце, нервы, тело
тебе служить,
Когда в твоей груди
уже давно все пусто, все сгорело,
И только, воля говорит: "Иди!"
Останься прост, беседуя с царями,
Останься честен, говоря с толпой,
Будь прям и тверд с врагами и друзьями,
Пусть все в свой час считаются с тобой.
Наполни смыслом каждое мгновенье
Часов и дней неуловимый бег -
Тогда весь мир ты примешь во владенье,
Тогда, мой сын, ты будешь – Человек!
Насчет "эффекта толпы", так и есть, в толпе создается какой-то общий фон, настрой, долговременный и кратковременный по понятию структурности – эгрегор, некий психоэнергетический вектор, особенно если толпа вовлечена вниманием в какое-то событием (спортивное состязание), либо музыка на концерте, кумиру и лидеру, и т.п. Как не назови это - "коллективное бессознательное", "маятники", "эгрегоры", это есть, и с этим нужно считаться как с любым физическим (природным) явлением.
Альтернативы:
"ЗАПОВЕДЬ"
Редьярд Киплинг
О, если ты спокоен не растерян,
Когда теряют головы вокруг.
И если ты себе остался верен,
В тебе раз усомнился друг.
И если ждать умеешь без волненья,
Не будешь ложью отвечать на ложь.
Не будешь злобен, став для всех мишенью,
Но и святым себя не назовёшь.
О, если ты владеешь страстью,
А не тобою властвует она.
И будешь твёрд в удаче и в несчастье,
Которым в сущности цена одна.
И если ты готов к тому, что слово
Твоё в ловушку превращает плут.
И потерпев крушенье, сможешь снова,
Без прежних сил возобновить свой труд.
И если ты способен всё, что стало,
Тебе привычным выложить на стол.
Всё проиграть и всё начать сначала,
Не пожалев того, что приобрёл.
И если можешь сердце, нервы, жилы,
Так завести, что б вперёд нестись.
Когда с годами изменяют силы
И только Воля говорит: "Держись!"
И если можешь быть в толпе собою,
При короле с народом связь хранить.
И уважая мнение любое,
Главы перед молвою не клонить.
И если будешь мерить расстоянье,
Секундами, пускаясь в дальний бег,
Земля – твоё, мой мальчик, достоянье
И более того, ты – Человек!
1). Не все идут за толпой и подвержены феномену толпы и стадному инстинкту.
2). Людей можно поделить на лидеров (ведущих, вожаков, вождей) – Ведущих. И, подчиняющихся – Ведомых. Как их отличить друг от друга? Ясно по любому, что – просто. Исследуя и определяя. Пользы есть много от этого. Во-первых – избавление от оков и застенков фальши в угоду обществу. Во-вторых – личная безопасность к примеру, как знание людей – умение определять точно, кто есть кто.
"ЗАПОВЕДЬ"
Р.Киплинг
(ещё один перевод
стихотворения)
Волнениями толпы - мир тленен,
Ты очами сердца,
в суть неистовства смотри.
Страстей водоворот - грязью пенен,
Очистив душу - умиротвори.
И пусть слогом клевеща наветным,
Глагол твой - лукавый извращает.
Он безумец, в усилье тщетном,
Могилу сам себе же разрывает.
Сумей Сущим, в беспристрастье быть,
А лицемерью лжи – Правду предпочти.
И в искушенье, уже готового изменить,
Его отвергни – иллюзий миражи.
Пронзают очи сердца наважденья,
Сущим ясен – Ум, а дух в самообладанье.
А воля силою тверда веленья,
Отринуто всякой - обеспокоенности терзанье.
Отбрось привязанности, оставшись в Вере,
Коль их можешь, бросить ты на кон.
Всё то, что притекло по полной мере,
К себе безжалостно, убирая стон.
Сумей встать над собою,
себя, преодолевая вновь,
Пусть давно уж нет –
надежды, у тебя внутри.
Ты ярость вплесни в сердце,
в нервы, в кровь,
А воля лишь молвит: "Лети!"
Будь твёрд с толпою, пред тобою,
Перед владыкой, суть - ясности храни.
И почитая виденье иное, колени – лестью не ломи.
Пути суть – мига мера,
Мгновения наполни смыслом бег.
В надел получишь парень -
Свет Белый, земля и вера,
И вот тогда, ты – Человек!
3). Вопросы - некомпетентности, глупости, нерешительности – либо возрастные (подростковые), либо временные (недоверие себе, неуверенность – в стрессовой ситуации), а вот фобии это уже будет рецидив и хроника - очень тяжёлый случай.
"ЗАПОВЕДЬ"
Р.Киплинг
(ещё один из переводов
стихотворения)
***
Когда среди раздоров и сомнений
У всех исчезла почва из-под ног,
А ты, под градом обвинений,
Единственный в себя поверить смог;
Когда сумел ты терпеливо ждать,
На злобу злобой низкой не ответил;
Когда все лгали, не посмел солгать
И восхвалять себя за добродетель.
Когда ты подчинил себе мечту,
Заставил мысли в русло повернуть,
Встречал спокойно радость и беду,
Постигнув их изменчивую суть;
Когда обман и происки плутов
Невозмутимо ты переносил,
А после краха снова был готов
За дело взяться из последних сил.
Когда удача выпала тебе
И ты, решая выигрышем рискнуть,
Все проиграл, но не пенял судьбе,
А тотчас же пустился в новый путь;
Когда, казалось, страсти нет в душе,
И сердце заболевшее замрет,
И загореться нечему уже,
Лишь воля твоя крикнула: "Вперед!"
Будь то король, будь то простолюдин,
Ты с уваженьем с ними говорил;
С тобой считалась все, но не один
Кумира из тебя не сотворил;
И если, созидая и творя,
Ты вечным смыслом наполнял свой век,
То, без сомненья, вся Земля - твоя.
И ты, мой сын, достойный Человек!
4). Лидеры не видят лидеров по определению? Чушь и бред. Видят и отличают от других. Подобное к подобному. Они их не видят, не замечают, не отличают, потому, что сами – на том же уровне? Нонсенс. И обычный человек способен определить кто и где и в каком месте – лидер, а кто нет. Лидер не испытывает чувства зависти? Да, это так. Он есть тот – кто есть, и он знает это. В отличие от тех, кто следует за ним. Что, часто толкает последних, к прыжку к славе. Чтобы самовыразиться и выделиться и выпендриться. Пусть и становясь дураком или шутом царём-горохом (не путать с монахом селекционером давшим инициацию генетике).
Песня Джафара
"Интеллигент"
***
Он безоружен, я всегда вооружён,
Сидел бы тихо, нет он лезет на рожон,
Он хочет переспорить пистолет,
Такой большой, а как дитя – Интеллигент.
Противника лучше не бывает,
Ты упадёшь, а он не добивает,
Ударишь в спину и не ждешь ответ,
Интеллигенту от себя спасенья – нет,
Не я его, так он меня, закон таков,
Барашек есть травку для сытости волков,
Закону в жизни, исключенья нет,
Не я законам враг, а он интеллигент,
Противника лучше не бывает,
Ты упадёшь, а он не добивает,
Ударишь в спину и не ждешь ответ,
Интеллигенту от себя спасенья – нет,
Интеллигент у нас в округе – редкий вид,
Берёг бы шкуру, он под пули норовит,
Мог долго жить, умрёт в расцвете лет,
Как жаль прекрасный человек – Интеллигент,
Но, противника лучше не бывает,
Ты упадёшь, а он не добивает,
Ударишь в спину и не ждешь ответ,
Интеллигенту от себя спасенья – нет.
5). Направленному гипнозу зомбирования из ТВ-эфира и прочих СМИ поддаются практически все? Так ли это? Гипнабельность – это степень восприимчивости человека к поступающей в его сознание информации и подчинение чужой воле. Лидер – инфу фильтрует или легко отбрасывает непродуктивное, не полезное, чужое и ошибочное, или манипулирование. Следующие – наоборот благоговейно и безропотно внемлют с широко разинутым ртом, приняв за чистую монету, даже откровенную и наглую и нахальную ложь, так вроде спокойнее, в самообмане – наваждения, что есть безопасность и безобидность. Но, так ли всегда, есть в жизни или не всегда?
7). Эффект толпы и стадный инстинкт - не действует на людей с расширенным сознанием? Не уверен, уверен в прямопротивоположном, если человек не является самим собой, самодостаточным, личностью, точнее – характерный пример – так называемый тип людей – МЕДИУМОВ. То, такие, как раз подвержены – воздействию чужой воли, и более того, упиваясь, подчиняются сладостно ей, её воздействию.
Так выгоднее, вывел в Рай – забыл выведшего Данко ("кому я должен – тому прощаю", забывая пословицу другую – "долг платежом красен", и "пасхальное яичко – дорого к пасхальному дню", в контексте – "после дождичка в четверг" и "обещанного 3 года ждут"), а - обмишурился, прокололся – сделать "козлом отпущения", и обвинить во всех мыслимых и нет, своих и чужих грехах.
Лидер, или Личность не ищет как зевака зрелищ, а выходит из окружения толпы вовне, если не способен помочь и позвать помощь, например в беде. Или проходит мимо, когда всё нечем не помочь – неизбежное произошло. Если конечно не был свидетелем, например – происшествия, и очевидцем делом случая.
"Как жили мы, борясь"
***
Итак; стою у жизни на краю,
Но лик ее и в этот миг прекрасен
И если ты со мной; мой друг; согласен
Ты смерти жизни - жизнь отдай свою!
Как жили мы, борясь; и смерти не боясь
Так и отныне жить тебе и мне
В небесной вышине; и в горной тишине
В морской волне; и в яростном огне
А если ждут нас годы впереди
И в час беды не смолкнет песня эта
Пусть будет много в ней тепла и света
Такою жизнью с песнею найди
Нам все дано - поступок; мысль беречь
И только это в нашем мире властно
Украсить жизнь; чтоб жизнь была прекрасна
Своею жизнью; жизнь увековечь!
8 ). Вожака, вождя, лидера, самодостаточной и целостной и зрелой личностью - проще напоить до полусмерти, чем переубедить? Грубейшая ошибка, таким человеком руководит целесообразность и здравый смысл, и если это, способно дать исполнение во благо, самого дела, вполне может понять и принять иные – мнение и точку зрения, и позицию, и взгляд. Если он действительно – самодостаточная и целостная и зрелая личность. И именно как эффективный лидер.
Не способный же, упрямый игнорант – фальшивка, к критериям лидера.
А следующий в стадном инстинкте, под действие феномена толпы - с первой рюмки и без неё – благоговея готов упиваясь, слушать лидера как оракула сутки напролёт? Не уверен, трудиться, не способен, почитать и уважать других тоже, а уж быть ответственным за свою жизнь и по это причине внимательным тем более.
9). Следующих в инстинкте стадного чувства толпы в этом мире – 70-80%? Скорее нет. Это вопрос внутреннего мужества и ответственности и обязательности человека, способного иметь или нет - своё мнение, свою позицию, свой взгляд на ту или иную вещь, но и почитать или нет - мнение и желание других.
Отсюда и электорат, живущий чужим умом, потерявший честь и достоинство, в преклонении перед авторитетом и личностью и талантом – кумира и лидера, в одном лице, в фанатизме и кумирстве? Думать-то не надо. Те самые - голоса избирателей.
Песня Сан Саныча
"Твоё непревзойдённое оружие"
***
Добром и словом другу помоги,
И лишь когда грозят ему враги.
И можешь силу духа и руки,
Вложи свой гнев в удары и броски.
Твоё непревзойдённое оружие
Твоё непревзойдённое оружие,
Для подвига готовь и береги.
Насильник точит сталь,
Но сталь его не вечна,
А ты душою крепче стали стань,
Когда чиста рука, а цели человечны,
Рука крушит отточенную сталь.
Гордится зло могуществом своим,
И то, что большинство смирилось с ним,
Но разве мы с тобой себе простим,
Когда мы злу урока не дадим.
Твоё непревзойдённое оружие,
С собой соедини, и победим,
Для подвига готовь и береги.
Насильник точит сталь,
Но сталь его не вечна,
А ты душою крепче стали стань,
Когда чиста рука, а цели человечны,
Рука крушит отточенную сталь.
Всегда и всюду жертву защити,
Поверженного в схватке пощади,
Достиг победы снова впереди,
Важнее в прошлом, так что впереди,
Твоё непревзойдённое оружие,
Носи в своей груди, и пой в Пути,
Насильник точит сталь,
Но сталь его не вечна,
А ты душою крепче стали стань,
Когда чиста рука, а цели человечны,
Рука крушит отточенную сталь.
10). Всегда ли бескорыстие приветствуется?! Нет. А навязчивость помощи тем более. Многие имеющие человеческое обличие, но кому не свойственна широта и щедрость – души и сердца, чаще судят по себе, и просто из-за зависти страдая озлобленности ненависти, из всего этого страх как корень любой агрессии. Всегда ли, мы благодарим, и способны и готовы платить благодарностью?
Р. Киплинг
"ОБТЁСАН КАМЕНЬ"
***
Пожар в окне очерчен тьмой,
И камня тесаного грани.
Багровы. Труд окончен мой.
Зовёт к молитве вечер ранний.
Обтёсан камень - и лучи,
В его глубинах раскрываю.
Пред тем, как труд вершить в ночи,
К тебе, о, Мастер, я взываю.
Смотритель Высший, узнаю,
В своих удачах и победах,
Я руку сильную Твою,
И слабость собственную в бедах.
Я знаю - всем, что я создал,
Тебе, о, Мастер, я обязан.
И там, где я, тебе не внял,
Лишь я и должен быть наказан.
Молчит Вселенная, скорбя,
Когда единый миг потерян.
В моей работе для Тебя:
Твоею - Правдой измерен!
И трудится напрасно тот,
Кто без Тебя был,
хоть мгновенье.
Твоя рука меня ведёт,
К Тебе, через Тебя, к уменью.
Тропу, где я бреду без сил,
Ты для страстей, хранил ревниво.
Не Сам ли глину, Ты - месил?
Не Сам ли, подносил огниво?
О, сколь натружена ладонь,
Сколько горьки тропы на вершину.
Ты знаешь, высекший Огонь,
Ты знаешь, замесивший глину!
Но, чтобы труженик во век,
Мечту о райе не отбросил:
Он в Царстве Божьем - человек,
Он, бог и царь, в раю ремёсел!
И чтобы не смели мы забыть,
Эдема в бытие убогом,
Ты - учишь, в деле богом быть,
и человеком перед Богом!
Ещё одна из-под резца,
В подножье храма, ляжет глыба.
За необычность образца,
За милость Высшую, спасибо!
В фундамент храма, в общий ряд,
Свой камень ставлю и, немею.
Довольно мне, что был мой взгляд,
Необщим милостью Твоею!
Владей рукой моей, владей,
И мы, работники, не будем,
Нуждаться в помощи людей,
Посильно помогая людям.
Так будь со мною и владей,
Что б выбрав верную дорогу,
Не ждал я помощи людей,
Но приходил, им на подмогу!
Итак, просто вспомним ситуации, было ли когда-либо, когда подались стадному инстинкту, стали жертвой "эффекта толпы" или "инстинкта толпы", что руководило тогда?
Это самое простое?
Просто за тебя всё это уже придумали, а от тебя нужно только выполнять?
И человек животное и его ведёт стадный инстинкт?
Собственная нерешительность сказать свое "нет"?
Страх быть не таким как все?
А вдруг не поймут, засмеют? А вдруг буду белой вороной, не таким как все?
Нечего предложить самому ("похоже это лучшее решение на данный момент") или может просто лень думать над другими вариантами?
Фанатическое преклонение перед лидером или кумиром подавливающего своим авторитетом и талантом "толпу"?
Глупость?
Некомпетентность?
Либо элементарный страх перед ним?
Направленный гипноз или самогипноз? Тот самый эффект толпы, может уже перешедший в условный рефлекс?
Ещё что-то?
И после это – Личность ты?
Самодостаточен?
Являешься самим собой?
Кто ты на самом деле есть какой?
Эти вопросы в жизни каждому из нас приходится задавать и вновь задать самому себе, глядя в глубь своего сердца, искренно, чистосердечно, открыто, откровенно.
Прекращая быть страусами с их страусинной политикой – "прятать голову в песок". Избавляясь от проявления лукавства и свою слабость в кривде двусмыслия, двуличности, скользкости, мутности и лицемерия.
Разберёмся же, каждый в себе, пробудив – качества эффективного самодостаточного настоящего Человека, способного быть самим собой в своей неординарности???!!!
Или будем гнить в сомнениях и предположениях?
Останемся ли мы при этом – деликатными, корректными, и почитающими личность другого человека во всём?
Кто мы есть каждый в этом и кем не являемся?
|